В легендах многих народов мира о живой и мертвой воде отразился тысячелетний опыт на-блюдения целебного или повреждающего действия необыкновенной по своим свойствам жидкости, сделавшей возможным возникновение и существование жизни на Земле.
О «живой» и «мертвой» воде впервые красноречиво свидетельствует Библия.
Первая встреча с живой водой после потопа случилась в жизни патриарха Исаака — сына Ав-раама: «И было дней жизни Исааку 130 лет (Бытие 35: 28-29) .
В чем же был секрет такой долгой и счастливой жизни Исаака? Вот что говорит об этом Биб-лия: «И копали рабы Исааковы в долине и нашли там колодец «живой воды» (Бытие 26:29) .
Прошли века и тысячелетия. Но и до сего времени остается загадкой: почему одна вода — «мертвая» — несет в себе разрушение и смерть всему живому, другая — «живая» — является созидателем цветущей жизни на земле?
Раскрыть этот секрет до конца еще не удалось никому. Человечество в длительном борении за истину, объединяя знания поколений, постепенно открывало все новые и новые специфические осо-бенности стой загадочной жидкости, Выдающиеся мыслители древности Фалес из Милета (ок.625-547 до н.э.) , Платон (ок.427-347 до н.э.) , его ученик Аристотель (384-322 до н.э.) и другие в системе всего мироздания отводили воде фундаментальную роль. Шли годы, менялись поколения исследова-телей, а вода, обладая таинственной животворной силой, по-прежнему оставалась загадкой. Не про-шла она и мимо внимания гениального Леонардо да Винчи (1452-1519) , который писал: «Воде дана волшебная власть быть соком Жизни на Земле…». Соком Жизни! Как точно и глубоко проник Лео-нардо да Винчи в сущность великой миссии воды.
У наших предков вода была символом прошлого, настоящего и будущего, олицетворением материального и одновременно духовного мира.
Библия и вода
Бесспорно, вода имеет исключительное значение для жизни на Земле. В Библии буквально в первой фразе говорится о том, что Дух Божий носился над водой . Со времен Христа при помощи воды крестили человека, входящего в этот мир.
Бросим хотя бы беглый взгляд на историю христианства, чтобы убедиться в том, что вода в нём является очень важным религиозным символом. Достаточно вспомнить обряд введения князем Владимиром христианства в Киевской Руси (он крестил народ в водах Днепра) , а также роль воды в церковных ритуалах и таинствах, чтобы прийти к выводу, что в сознании христиан вода является не только физическим объектом, но и неким духовным символом.
Корреспондент газеты «Вода — жизнь», которая издается Харьковским водоканалтрестом, Ю.Таюженин взял интервью у митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима. Приведем отрывки из этого интервью.
— Ваше Высокопреосвященство, какую роль играет образ воды в христианском вероучении?
— На протяжении всей жизни человека рядом с ним всегда присутствует великая святыня — святая вода- Освященная вода является образом благодати Божией, она очищает верующих людей от духовных скверн, очищает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. Вода не всегда нуждалась в ос-вящении- были времена, когда на земле все было чисто и свято. Но после грехопадения человека весь мир изменился, и стихии, прежде служившие ему, стали зачастую враждебны. Господь наш Иисус Христос в своем Крещении явился на Иордане для того, чтобы освятить естество воды и сделать ее источником и купелию освящения для человека.
— Владыко, можно ли по тому, насколько бережно относятся люди к воде, судить о степени их духовности?
— Вода для человека — это дар Божий, без которого невозможно прожить и дня, поэтому в отношении человека ко всему окружающему миру и, в частности, к воде, как в зеркале, отражается их миропонимание. Если человек является верующим, он будет любить и ценить всю красоту и неповто-римость нашей земной обители, в том числе и бесценный дар Божий — воду, не только не разрушая, но и своим трудом преумножая эти бесценные дары, данные нам Богом.
— Ваше Высокопреосвященство, является ли, на Ваш взгляд, проблема обеспечения народа Украины качественной питьевой водой , кроме прочего, еще и нравственной проблемой?
— Бесспорно, является и особенно в наши дни, когда источники воды — реки, моря и океаны сплошь и рядом загрязняются смертельными ядовитыми химикатами, поэтому каждый человек несет ответственность за то, что оставляет он последующим поколениям. В Святом Евангелии говорится: «Я дам тебе воду живую… всякий пьющий воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4,10-14) .
Гомер, Фалес и другие древние поэты и философы считали воду, как и египтяне, первоосновой всех вещей, всего мира. Эта точка зрения отразилась также в Библии.
В Торе и Библии отразились особенности жизни семитских народов — потомков одного из трех сынов Ноя Сима, обитающих на территории современных Палестины и Израиля. Поэтому чтобы лучше понять проблему «Библия и вода», опишем некоторые особенности жизни евреев в древних еврейских государствах и в рассеянии.